Личные местоимения Уроки русского языка
Употребление слов Фразеологические обороты Синонимы Техника речи Ударение Крылатые слова

См. также:


Личные местоимения в русском языке



Рассказывают, что лет 100 тому назад на одной из линий Васильевского острова, в Петербурге, жил старый отставной генерал, питавший особую ненависть к личным местоимениям.

При всяком удобном и неудобном случае генерал неизменно повторял одну и ту же фразу: «Коварная это штука — личные местоимения в русском языке, рраспрроковаррная!» Упоминая об этом на уроках русского языка, учителя говорят, что это был тот самый генерал, которого раньше времени уволили в отставку за неправильное употребление личных местоимений.

Не будем гадать о том, какие именно ошибки, связанные с употреблением этих местоимений оказались роковыми для карьеры дореволюционного генерала. 0братимся лучше к практике сегодняшнего дня и увидим, что личные местоимения при неправильном обращении с ними оказываются настолько «коварными», что говорящий или пишущий (когда ему разъясняют ошибку) готов буквально сквозь землю провалиться.

Вот несколько таких ошибок:

1) «Возвратившись из экспедиции, капитан привез с собой медведя. Он рассказал нам много интересного о своих приключениях» (капитан или медведь?).

2) «Светлане предложили работать на сложной машине, хотя она недавно окончила 8 классов» (Светлана или машина?).

3) «Почтовое отделение находится возле УВД. Оно недавно открылось» (отделение или УВД?).

4) «Волны яростно ударяли о прибрежные скалы. С каждым часом они становились все выше и выше» (волны или скалы?).

Стилистическая небрежность и двусмысленность в этих предложениях есть результат забвения известного правила о том, что местоимение заменяет ближайшее к нему имя существительное того же рода и числа. В первом из приведенных предложений ближайшим существительным, которое предшествует местоимению, будет слово медведь, во втором — машина, в третьем — УВД, в четвертом — скалы.

Если бы авторы этих предложений были более требовательны к своей речи, то они построили бы их несколько иначе:

1) Капитан, возвратившись из экспедиции, привез с собой медведя и рассказал нам много интересного о своих приключениях.

2) Светлане, хотя она недавно окончила 8 классов, предложили работать на сложной машине.

3) Почтовое отделение недавно открылось; оно находится возле УВД .

4) Волны яростно ударяли о прибрежные скалы и с каждым часом становились все выше и выше.

При отсутствии четко выраженной связи между существительными и местоимениями «коварство» последних проявляется с особой силой: «Боясь дождя, ребята спрятали котенка под навес и держали его там до тех пор, пока он не прекратился».

К нелепому построению предложений приводит также неумелое употребление возвратного местоимения себя и возвратного притяжательного местоимения свой, например: «Врач предложил больному каждый день взвешивать себя», «Преподаватель попросил ученика прочитать свой доклад».

Авторы этих предложений забыли правило о том, что местоимения себя и свой относятся к лицу, производящему действие. В результате получилось, что больной должен был каждый день взвешивать своего врача, а ученик — читать доклад, написанный преподавателем.

При внимательном отношении к законам русской речи эти предложения могли бы прозвучать вполне грамотно: Врач предложил больному, чтобы тот каждый день взвешивал себя. Преподаватель попросил ученика, чтобы тот прочитал свой доклад..



Популярные новости

загрузка...



Говорите правильно       Употребление слов       Фразеологические обороты

Синонимы       Техника речи       Ударение       Крылатые слова

 

Яндекс.Метрика

Меню:

Грамматико- стилистические примеры

Пословицы и поговорки

Тематические статьи

Карта сайта




Все виды текстовых услуг: копирайт, рерайт, магазин статей, наполнение сайтов, переводы, smo — Адвего


Copyright © Говорите правильно – сайт о литературных нормах русского языка