Правильное и краткое написание текстов

«Краткость — это сестра таланта» — знаменитые чеховские слова, характеризующие лаконичный, легко читаемый и талантливо написанный текст. Однако не каждая написанная статья обладает краткостью.

Признаемся друг другу, что мы очень любим употреблять эту фразу время от времени, когда характеризуем доступный, легковесный и короткий при этом текст.

Однако не каждый кратко изложенный материал — это «сестра таланта». Люди по своему складу характера и темпераменту бывают разными: одни не любят «растекаться мыслью по древу» и тратят мало слов, иные же, высказав одну мысль, могут еще долгое время ее повторять в разных вариантах и ипостасях, в изобилии используя синонимы, красивые обороты и эмоциональные эпитеты. Это часто происходит в устной речи. Ситуация повторяется и в речи письменной.

Особенность письменной речи такова, что текст воспринимается чаще с первого прочтения и не требует каких-либо дополнительных пояснений. Конечно же, материалы бывают разными по тематике и наполнению терминами, сложными оборотами, которые не каждому понятны. Но когда в письменном тексте начинают повторяться целые фразы и слова, то он уже не претендует на звание краткого и лаконичного. У читателя исчезает ощущение легкости от прочтения: здесь уместно сказать об «утяжелении» текста, так называемой перенасыщенностью смысловых, лексико-грамматических единиц.

Правила написания текста характеризуется одним общим параметром — информативностью. Безусловно, для читателя важно почерпнуть из него представленную информацию (зачем он тогда вообще сел ее читать?). Однако текст может показаться перегруженным либо перечислением каких-то фактов, событий, выводов, вытекающих один из другого. В таких случаях внимание человека, воспринимающего статью, рассеивается, читать становится банально неинтересно. Поэтому избыточность информации в тексте не говорит о его легкости и талантливости.

«Конструкторы» высказываний порой злоупотребляют таким параметром, как глубина раскрытия темы и часто «уходят в сторону» в попытке раскрыть детали и непонятные смысловые конструкции. В итоге — у бедного читателя снова теряется фокус восприятия.

Очень часто способностью бессмысленно лепить слова в предложения по принципу «чем больше, тем лучше» обладают люди творческих профессий, писатели, журналисты, то есть представители тех категорий профессий, когда нужно много думать, говорить и писать. Наличие богатого словарного запаса, воплощающегося в речи — это хорошо, но данная особенность имеет и минусы. Только представьте себе, как порой скучно смотрится диктор новостного отдела, если его речь хотя бы в течение одной минуты не разбавляют картинками репортажей. Или как иногда хочется уснуть, когда слушаешь по радио ведущего развлекательной передачи: речь быстрая и утомительная с поразительно богатым набором слов, их синонимов, сложных конструкций.

Итак, правила написания текста не соотносится со следующими параметрами:

  • избыточной информативностью;
  • увлечением подробностей в раскрытии темы;
  • разбавлением «водой» (когда смысла мало, а объема много).

Умение выстраивать материалы зависит от возможностей нашего логического мышления, поэтому учитесь «раскладывать все по полочкам» и следить за тем, чтобы одна мысль в вашем высказывании гармонично цеплялась за следующую и так далее.

В продолжение мысли о логике можно добавить, что ваш документ должен иметь четкую структуру: на письме выстраивается что-то наподобие подробного плана рассказа, описания или рассуждения на тему, отступление от которого смерти подобно. Специалисты также советуют структурировать текст, вводя в него подзаголовки.

В быту говорят: «Хорошо пишет тот, кто много вычеркивает». Действительно, старайтесь отбрасывать ненужное, громоздкое, странно звучащее и не сочетающееся с общим контекстом. А то и целые абзацы можно убирать, не беспокоясь за объем написанного. В подобной практике работают только люди трудолюбивые и, как правило, успешные. Они любят то, что пишут, и потому с большим вниманием относятся к своей работе. Да, порой такого рода занудность приводит к положительным результатам труда.

Конечно, простота, серьезность и краткость — это параметры хорошего тона и совершенного вкуса не только в создании устных и письменных текстов.

Однако если подумать, вопрос о краткости как такой категории, которая облагораживает статью, спорный. Согласитесь, что можно набросать материал, собрав в него, пять предложений, ничего, по сути, незначащих, и сказать: «Вот мой краткий и правильный текст». А можно то же самое описать чуть в большем объеме, но выдвинуть в нем глубокую мысль с доказательствами.

Все-таки, если хорошо присмотреться, то можно увидеть много лаконичных и правильно написанных текстов, даже не в списках всемирной классики, а в обыденных газетных колонках, интернете и других общедоступных источниках.

Понравилась статья?

В таком случае оставь свой комментарий или расскажи о ней друзьям и коллегам.

comments powered by HyperComments
Яндекс.Метрика
Автор: