Речевой слух Речевой слух
Употребление слов Фразеологические обороты Синонимы Техника речи Ударение Крылатые слова

См. также:


Речевой слух



Попробуйте сказать человеку, мечтающему научиться играть на скрипке или на рояле, что у него нет музыкального слуха, и он будет сильно огорчен.

Но если вы скажете человеку, занимающемуся русским языком: «У вас нет речевого слуха», — то рискуете услышать в ответ: «Подумаешь, важность какая, проживу и без речевого слуха». Однако «прожить», то есть изучить русский язык (как и вообще любой другой язык) без речевого слуха, так же трудно, как и научиться играть на каком-либо инструменте, не имея музыкального слуха.

Можно спросить, что такое речевой слух и каковы его отличительные свойства?

Речевой слух — это способность различать самые разнообразные оттенки в звучании тех или иных слов, сочетаний, предложений и фраз. При помощи речевого слуха человек овладевает умением грамотно читать и говорить. Речевой слух помогает ему легко освоить такой сложный и трудный раздел правописания, как пунктуация.

Мы же завели разговор о речевом слухе, чтобы рассказать об одном ученике, который никак не мог овладеть искусством выразительного чтения, хотя и обладал драматическими способностями.

Подражая любимым артистам, он удачно разыгрывал на школьной сцене роли известных сценических персонажей. Но когда дело доходило до выразительного чтения, где требовалась самостоятельная работа мысли и умение выражать глубокие чувства, он безбожно фальшивил, искажая художественный замысел автора.

Учителя не раз говорили ему: «Петров, вы способный человек, но у вас нет речевого слуха, вы путаете виды интонации: перечислительную с повествовательной, интонацию противопоставления с интонацией сопоставления. Интонации предупреждения, итога для вас вообще не существует. Но самое главное, отсутствие речевого слуха мешает вам правильно ставить логические ударения и паузы в тех местах, где они должны быть поставлены по мысли автора и самого читающего».

И действительно, на уроках русского языка и литературы с Петровым случались самые неожиданные казусы. Так, например, предложение:

Твоя живая тишина, твои лихие непогоды, твои леса, твои луга и Волги радостные воды — все мило мне,

— в котором поэт Языков с помощью четкой перечислительной интонации, паузы и ярко выраженного логического ударения на обобщающем слове передает свое восторженное отношение к родине, Петров умудрился передать в таком изуродованном виде:

«Твоя живая тишина, твои лихие непогоды, твои леса, твои луга и Волги радостные воды — все мило мне».

В другой раз он вызвал неодобрительные замечания учителя и громкий смех всего класса тем, что спутал восклицательное предложение с вопросительным и вместо того, Чтобы прочитать у Пушкина:

Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! О славный вид!
Еще напор — и враг бежит...

прочел:

Ура мы ломим? Гнутся шведы.
О славный час, о славный вид,
Еще напор — и враг бежит?

Его устная речь пестрила множеством фонетических ошибок, связанных с неразличением отдельных звуков, в частности, с неумением различать произношение согласных звуков перед разделительным мягким знаком (ь) и разделительным твердым знаком (ъ).

Все это продолжалось до тех пор, пока он не внял, наконец, советам учителей и не принялся серьезно и настойчиво работать над развитием своего речевого слуха.

Он стал уделять много времени работе над интонацией простых и сложных предложений. Практически (пользуясь слухом) овладевал правилами пунктуации и орфоэпии и через год порадовал своих товарищей и учителей логически правильным, образно-эмоциональным исполнением литературных произведений. А когда товарищи, в его присутствии, вспоминали иногда про ученика, которому «медведь на ухо наступил», Петров отшучивался: «Наступил-то наступил, но я его перехитрил».

— Как же ты смог?

— А очень просто.

И Петров перечислял наиболее важные и полезные упражнения по развитию речевого слуха:

1. Когда слушаете речь другого человека, старайтесь установить в ней логико-синтаксические отношения и таким образом лучше понять его мысль.

2. Учитесь определять по слуху, какого типа предложения диктуются учителем, и в связи с этим расставляйте в них знаки препинания.

3. Упражняйтесь в произнесении предложений с четко выраженной повествовательной и перечислительной интонацией, интонацией сопоставления и противопоставления, интонацией вопроса в восклицания и др.

4. Учитесь выразительно читать знаки препинания.

5. Упражняйтесь в повышении и понижении голоса; в ускорении и замедлении темпа речи.

6. Учитесь правильно определять главную мысль высказывания, находить слова, на которые падает логическое ударение. Упражняйтесь в постановке логического ударения на любом слове предложения и внимательно следите при этом за изменением смысловых оттенков, например:

В нашем городе много красивых зданий (именно в нашем, а не в другом)...

В нашем городе много красивых зданий (в городе, а не в поселке)...

В нашем городе много красивых зданий (много, а не мало)...

В нашем городе много красивых зданий (именно красивых, а на безобразных)...

В нашем городе много красивых зданий (зданий, а не хибарок).

7. Учитесь выразительно читать.

8. Внимательно прислушивайтесь к речи учителей, дикторов, артистов театра и кино.

9. Слушайте хорошую музыку и отрывки из оперных произведений.

10. Посещайте концерты мастеров художественного слова.



Популярные новости

загрузка...



Говорите правильно       Употребление слов       Фразеологические обороты

Синонимы       Техника речи       Ударение       Крылатые слова

 

Яндекс.Метрика

Меню:

Грамматико- стилистические примеры

Пословицы и поговорки

Тематические статьи

Карта сайта




Все виды текстовых услуг: копирайт, рерайт, магазин статей, наполнение сайтов, переводы, smo — Адвего


Copyright © Говорите правильно – сайт о литературных нормах русского языка